Что такое аккумулятор? Маркировка размера и состава

Для основных понятий об аккумуляторе скажем пожалуй только то, что это устройство для накопления энергии с целью последующего использования. А создание первого прототипа было французским ученым Гастон Планте в 1859 году.

Для литиевых аккумуляторов введена простая система маркировки размеров и типов.

Формат размера обозначается пятью цифрами, которые указывают какой диаметр и длина аккумулятора в миллиметрах. Для наглядности просим взглянуть на картинку ниже. На примере с аккумулятором AWT 18650 40A 3000mAh видно, что первые две цифры маркировки соответствуют диаметру который равен 18 мм, следующие две — длине 65 мм, а последняя, "0" - указывает на то, что аккумулятор цилиндрической формы.

 

Как узнать размер литиевого аккумулятора по маркировке.

 

Наиболее распространенные аккумуляторы имеют привычные всем контактами, где "плюс" имеет выступ на торце, а "минус" плоская или рельефная площадка. Полный список всегда обновляется, поэтому приведем пример наиболее частых типоразмеров: 10440 / 14500 / 14650 / 17500 / 17670 / 18350 / 18490 / 18500 / 18650 / 18700 / 22650 / 25500 / 26650 / 32650, а иногда можно встретить и 42120.

Цилиндрические литиевые аккумуляторы типоразмер 14500...18650...26650...42120

Так же они бывают с контактами под пайку, размеры — все выше перечисленные и плюс множество промежуточных, наиболее встречаемые: 13500 / 13600 / 13700 / 14450 / 17650 (такие размеры используются в "аккумуляторах формата EGO"). Зачастую они выглядят так.

 

Аккумуляторы 13500, 13600 и 13700 с выводами под пайку 

 

По химическому составу они бывают:

Li-Ion — Литий Ионные;

Li-Mn — Литий Марганцевые;

Li-Po — Литий Полимерные.

Li-Ion и Li-Mn самые распространенные, изготавливаются в цилиндрической форме. Li-Po - иногда используются в модах со встроенным аккумулятором, обладают более высокой токоотдачей.

Так же существуют и другие составы, такие как LFP (Литий Железо-фосфатные), Li-FeS (Литий Железо-сульфидные), LTO (Литий Титанатные), которые обладают либо огромным сроком службы (до 15 лет или до 7000 циклов заряд/разряд, хотя китайцы обещают аж до 30000 циклов), толи огромным рабочим током (разряд при 130 Ампер, а полное время заряда 15-20 минут). Но такие аккумуляторы не устраивают вейперов или из-за низкого рабочего напряжения, или из-за невероятно высокой цены (~150$ за 1 аккумулятор).

 

В зависимости от химического состава, цилиндрические аккумуляторы маркируются:

ICR — на основе кобальта;

INR  на основе никеля и марганца;

IMR  на основе марганца;

NCR  на основе никеля и кобальта с оксидом алюминия в качестве изолятора.

 

Каждый из составов имеет как достоинства так и недостатки, поэтому все они производятся и применяются в разных сферах.